Психолог советует

 

«Увлекательные игры с камешками Марблс»

     Настольные игры для детей играют важную роль в развитии психологического

восприятия мира и физических способностей ребенка.

    Время детства - это не только пора, когда человек может беззаботно отдыхать, а также тот этап жизни, что отведен на адаптацию к внешнему миру и обучению взаимодействию с другими людьми. И если для взрослого человека понятие игра сводится лишь к

увлекательному времяпровождению, то ребенку этот процесс жизненно необходим.

Играя самостоятельно или с напарником, малыш познает некоторые физические аспекты

мира, тренирует такие качества как моторика, память, наблюдательность и даже

креативность и воображение. Все это сильно пригодится ему во взрослой жизни, когда от

умения логически мыслить, например, будет зависеть его продвижение по карьерной

лестнице и реализация внутреннего потенциала.

Неоценимую помощь в этом оказывают настольные игры для детей, специально

разработанные для развития определенных психологических качеств и умений.                                  

   Современная промышленность, как отечественная, так и зарубежная, выпускает сотни наименований

такого рода продукции. В большинстве своем нового ничего не придумывается, меняются

лишь размер, форма и цветовые решения тех экземпляров, логика которых была разработана уже давно.

Пусть уж это будут обычные пазлы, мозаика или детское лото, зато польза от них

очевидна, а за правилами даже не обязательно обращаться к инструкции. Ошибочно думают некоторые родители, что такие игры уже устарели и стали банальными, ведь для ребенка они в новинку, да и не нужна ему пока никакая эксклюзивность.

 

Дидактические игры с камешками Марблс

Предлагаю Вашему вниманию дидактические игры с камешками Марблс, которые

использую в работе с детьми.

1. Положите камешки в любой лоток, тазик опустите туда руку, пусть ребенок последует вашему примеру. Вместе с малышом пальчиками перебирайте камешки.

2. Спрячьте любой предмет в емкость с камешками. Пусть ребенок постарается отыскать его.

3. Высыпьте камешки на пол. Предложите ребенку отыскать одинаковые камешки.

4. Перекладывайте камешки по одному из одной емкости в другую. Рассматривайте каждый камешек, ощупывайте. Называйте цвет, форму, размер. Обращайте внимание, какой камешек гладкий или шероховатый.

5. Предложите малышу разложить камешки в разные мешочки по цветам в красный мешочек - камешки красного цвета, в белый - белого цвета т.д.

6. Разложите камешки в шкатулки по величине: большие - в большую шкатулку, а маленькие - в маленькую.

7. Внимательно рассмотрите все ваши камешки. Отыщите самый большой и самый маленький, самый яркий и самый тусклый.

8. Разложите камешки по кучкам, от одного камешка в первой кучке, до 10 в последней кучке.

9. Если ребенок владеет счетом и знает цифры от 1 до 10 - предложите такую игру. Напишите цифры от 1 до 10., разложите цифры, пусть малыш напротив каждой цифры положит соответствующее количество камешков.

10. Если вы знакомите ребенка с буквами, то можно предложить выложить данную буку из камешков разных цветов, либо использовать камешки одного цвета.

 

 

 

 

 

 

Играйте с малышом. рисуйте разные картины, общайтесь во время игры.

Камешки используются как для отдельных игр (продолжение логических рядов,

составление узоров, дорожек, математические игры, сенсорные игры), так и как элементы

НОД (конструктивные игры), различной тематики (осень, лето, цветы, эмоции, насекомые,

морские животные и так далее).

Цель игр: Развитие мелкой моторики, усидчивости, зрительного внимания, воображения,

логического мышления.

Предлагаю Вашему вниманию перечень игр и краткое описание:

1. «Собери по образцу».

Предлагается картинка - образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою

картинку. (цветок кораблик солнышко дерево) и многое другое.

2. «Выложи по контуру».

а) «Выложи по контуру».

(Предлагается выложить по нарисованному контуру, цветовая гамма не учитывается)

б). «Заполни пустой шаблон».

(Предлагается заполнить картинку, которая имеет только контур, учитывается цветовая

гамма).

Контуры - перерисованные крупные картинки из детских раскрасок и рисунки взрослого.

3. «Крестики – нолики»

Как обычные крестики - нолики, только фигурами одного размера, но разного цвета;

разного размера; разной формы.

4. «Золушка».

а). «Разбери по цвету».

В общей емкости большого объема находятся цветные камешки одной формы, но разных

цветов, необходимо разобрать в меньшие емкости камешки по цветам.

б). «Разбери по форме».

Так же, как и предыдущая, только камешки разной формы – овальные, круглые.

в). «Разбери по размеру».

Так же, как и предыдущие, только камешки разных размеров – большие и маленькие.

 5. «Четвертый лишний»

Убрать не подходящую фигуру по: размеру, цвету, форме.

 6. «Продолжи»

(продолжить узор или ряд)

7. «Какая дорожка» (гусеница, бусы) – длиннее (короче)

 8. «Сосчитай»

(игра очень похожа на игру С. Хаустовой «Игровая таблица». Расчерченное поле

заполняется камешками разной формы, размера и цвета произвольно. Потом детям

предлагается сосчитать (устное задание) сколько  например, красных камешков всего, или

сколько больших и маленьких камешков, или всего камешков всех цветов в определенных

рядах или на поле)

 9. «Математический диктант»

Так же похожа на игру С. Хаустовой с таблицей – закрепление понятий «лево – право»,

«верх – низ».

10. «Придумай картинку по теме»…

Предлагается только тема.

 11. Самостоятельные игры.

Дети придумывают сюжет сами.

Названия картинок в самостоятельных играх, придуманы детьми.

Камешки и игры с ними очень нравятся детям, а игр еще придумать можно большое количество. Один недостаток - фигуры в основном только круглой и овальной формы.

 

 

 

Обратите внимание......

"Ребенок идет в детский сад... Необычная сказочка для взрослых"

Психологическая готовность  детей к школе

  

Эффективные стратегии взаимодействия с ребенком с РАС

 

ПОЧЕМУ МЫ КРИЧИМ НА ДЕТЕЙ?
Любим, а кричим. Кричим оттого, что любим? Или нас самих что-то тяготит?

Сегодня снова сорвался на ребенке. Проорался как следует. Кричал долго, видно за всех, на кого не успел или не смог накричать сегодня. Выместил на ребенке всю злобу, накопившуюся за день.

Когда наконец пришел в себя, посмотрел на него. Стало стыдно! Ужасно стыдно. Передо мной мое дитя, кровиночка родненькая, единственный, чудесный мой, он стоит и втягивает голову в свои маленькие плечи, пытаясь спрятаться от моих несправедливых слов, защититься. Глаза его полны испуга. Кажется, он не понимает, кто я. Это ведь его любимый папочка, а он – его любимый сладкий зайчик.

А почему мы кричим? Какой-то очередной пустяк, мелкая оплошность или детская неспешность выводят нас? Срываемся потому, что ребенок просто ребенок. Он никуда не торопится: ему некуда еще торопиться, поэтому и делает все медленно, неторопливо. Он активен, поэтому «скачет», где надо и не надо (но чаще второе, конечно). Он не боится ошибиться, поэтому и не боится пробовать. Он пробует, ошибается, делает выводы и снова пробует. Это его природа.

Иногда думаю: может быть, этот ребенок, живущий в глубине души каждого из нас, так проявляет себя. Быть может, мы, взрослые, на подсознательном уровне, сами того не осознавая до конца, злимся на детей за их непосредственность, неторопливость, пытливый ум, который всему радуется и улыбается, который любит жить и любит саму жизнь?

Мы злимся, потому что сами лишили себя всего этого во имя каких-то других далеких и чужих идеалов и целей. Мы сами лишили себя радости познания, радости новых впечатлений и испытаний, мы запретили себе ошибаться и выглядеть глупо, не по-взрослому, мы добровольно носим хмурые лица-маски и называем это серьезностью, мы давно уже не ждем от людей добра и искренних улыбок. А ведь, на самом деле, потребность в простых радостях: в человеческой доброте и искренности, открытости и улыбках окружающих нас людей – никуда не делаcь. Мы ждем, мы хотим именно этого.

Ребенок внутри каждого из нас жив и иногда он робко просит, чтобы мы вновь побыли детьми. Но нам некогда заниматься такими глупостями, мы вышли из этого возраста, чтобы просто играть или открыто удовлетворять свое любопытство. Мы вышли из возраста, когда легко и от души улыбаются встречным людям! Мы идем по дороге, которую считаем правильной, только потому, что по ней прошло и продолжает идти большинство людей, а большинство, на наш взгляд, не может ошибаться. Конечно, путь большинства для кого-то и есть действительно верный, но лишь для части людей!

И вот мы каждый день просыпаемся для того, чтобы завладеть все большим количеством материальных объектов. Сначала машина и квартира, потом коттедж, вилла, у кого-то не одна, у кого-то сразу по три-четыре; дальше больше – вертолеты, самолеты, яхты, острова, и все больше, все длиннее – и так до бесконечности.

И в этой гонке мы копим обиды и злость, часто чувствуем себя не в своей тарелке, и система постоянно говорит нам о том, что мы несовершенны, неприспособленны, а мы ругаемся и обижаемся на себя и на весь мир, на работу, на сослуживцев, на соседей и на домочадцев.

Все копим и копим негатив. А потом? Потом мы видим своих маленьких, беззащитных ангелочков, которые еще живые, в отличие от нас. Наши ангелочки! Они еще хотят пошалить, никуда не спешат, хотят знать все! Они хотят жить! Жить по-настоящему! И они живут! А мы все больше загоняем их с каждый днем в свой «правильный» взрослый мир!

Я отдышался после крика. Побагровел от стыда и чувства вины за свою взрослую незрелость, за свою невыдержанность. Поднял ребенка на руки:

– Прости, меня, мое золотце. Прости… – больше я ничего не мог сказать.

– Все в порядке, папочка, я люблю тебя. Это в тебя сейчас вселилась злая Снежная Королева из мультика, правда? Ведь ты же не можешь на самом деле на меня так кричать? – и он посмотрел мне в глаза своим невинным детским взглядом.

– Да, малыш, это была она, и за нее я тоже хочу извиниться.

На глазах моих выступили слезы. Спасибо вам, наши маленькие учителя и психологи, спасибо, что учите нас жить, и каждый день своей неспешностью, любознательностью и искренней добротой возвращаете нас к настоящей жизни.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ БРОШЕННОСТЬ 

Ребёнок полностью зависит от адекватной эмоциональной заботы взрослых. Принимающие, понимающие, чувствующие своего ребёнка родители, формируют у ребёнка так называемую безопасную привязанность, при которой ребёнок верит в то, что „Я нужен, важен и любим”. 

Из таких отношений с родителями ребёнок делает следующие выводы: „Со мной всё в порядке” 

„Людям можно доверять” 

„Меня уважают и ценят
” 

„Отношения с людьми приносят много удовольствия, тепла и радости” 

„Это безопасно быть самим собой с другими. Другие принимают меня таким, какой я есть” 

„Это нормально – ошибаться. Со мной всё в порядке” 

„Это нормально – просить других о помощи, поддержке, утешении” 

„Это важно – показывать свои чувства другим” 

Такие убеждения о себе и других людях являются прочной основой для самоуважения, уверенности в себе и способности строить хорошие отношения с людьми. 

Эмоциональная брошенность – это когда мы, будучи детьми, знаем, что родители нас любят (ведь мы покормлены, одеты, обуты и т.д.), но НЕ ЧУВСТВУЕМ этого. 

Эмоциональная брошенность – это нечувствительность родителя к эмоциональным потребностям ребёнка (потребности в эмоциональном самовыражении, потребности в поддержке и утешении, потребности в уважении и внимании, потребности в физическом контакте, потребность в помощи, потребность в общении и т.д, ). А также страх, что удовлетворяя эмоциональные потребности ребёнка, его „испортят или избалуют”. 

Эмоциональная брошенность – это избегание телесного контакта с ребёнком (обнять, погладить по голове, взять на руки, баюкать на руках и т.д.). 

Эмоциональная брошенность – это игнорирование эмоциональных переживаний ребенка: „Перестань рыдать, ничего ужасного не случилось”, „Не бойся, здесь нет ничего страшного”, „Что ты стесняешься! Иди поиграй с детьми”. 

Эмоциональная брошенность – это завышенные ожидания по отношению к ребёнку, например, слишком раннее приучение к горшку, отказ посидеть с ребёнком перед сном и почитать книжку („ты уже взрослая, должна засыпать сама”), отказ в утешении („ты уже взрослая, перестань плакать как маленькая”). Это раздражение и недовольство ребёнком – что он не такой умный, не такой красивый, не такой способный, не такой общительный, как родителям хотелось бы – и унизительное сравнивание ребёнка с другими „более умными”, „более послушными”, „более прилежными”, „более отзывчивыми” детьми. 

Эмоциональная брошенность – это навязывание „правильного, хорошего” поведения. При этом особенно не углубляясь во внутренний мир ребёнка – что его волнует, интересует, заботит, пугает, радует, огорчает, что он думает, чего хочет и т.д. Это ещё и угрожающие фразы типа: „Не будешь слушаться, отдам тебя той тёте/полицейскому/гному”, „Мне такой непослушный мальчик не нужен” и т.д. 

Поскольку без поддержки взрослого человека ребёнок не способен вступить в контакт с переживанием брошенности, пережить его и тем самым исцелить свою рану, то ребёнок закрывается от своих чувств. Именно из-за этого эмоциональная брошенность оставляет такой сильный след на личности ребёнка. 

У ребёнка развивается устойчивый страх, что его бросят, чувство беспомощности, повышенная тревожность, угнетённость. Ребёнок растёт замкнутым, с чувством неуверенности в себе, в своих способностях, со страхом проявить инициативу и любознательность, с готовностью подчиняться другим, зависимым. 

Отвержение ребёнка родителями приводит к формированию у него внутреннего конфликта: „Меня никто не любит, но я очень хочу, чтобы вы меня полюбили” и „Я никому не нужен и не любим. Оставьте меня все в покое”. Что рождает проблемы и конфликты в отношениях с людьми. 

Ребёнок также верит, что „Если я буду плохо себя вести (плохо что-то делать), то меня не будут любить” и от этого рождается устойчивый страх неудачи. 

Переживая эмоциональную брошенность со стороны родителей, ребёнок начинает верить и в то, что „Это моя вина” и „Меня справедливо отвергают”, потому что „Я плохой” и „Я вечно всё делаю не так”. Эти негативные убеждения о себе закрепляются и автоматически переносятся во взрослую жизнь. Это проявляется, как отсутствие самоуважения, стремление себя всё время улучшать/исправлять и желание соответствовать ожиданиям других. 

Мы можем всю жизнь пытаться избегать столкновения со своим страхом быть покинутым, отвлекая себя от него разными способами. 

Чтобы избежать столкновения со своими чувствами, мы стараемся удерживать жизнь в привычных рамках, приспосабливаться к требованиям и ожиданиям других и избегать ситуаций, в которых есть риск быть непонятым, отвергнутым или покинутым. Мы также надеемся, что когда-то мы найдём человека, который избавит нас от одиночества, чувства внутренней пустоты и никогда не предаст. Мы можем постоянно быть в поиске такого человека, и постоянно разочаровываться, что наши ожидания опять не оправдались. 

Все наши попытки убежать от боли брошенности обречены на провал. Травма покинутости всё равно рано или поздно всплывёт. Например, когда кто-то нас отвергнет, умрёт близкий нам человек или наш любимый человек в очередной раз окажется не таким, каким мы хотели его видеть. Тогда мы испытаем глубокое чувство пустоты и паники, и скорее всего будем недоумевать, откуда берётся эта огромная боль. 

Обычно мы не осознаём свою рану брошенности, поэтому не понимаем, что чувство паники и боли — это эхо пережитого опыта брошенности и предательства в раннем возрасте, который так глубоко нас напугал, что мы похоронили наше воспоминание об этом где-то очень глубоко внутри. 

Наша рана брошенности может проявляться также как хроническое ощущение своей неважности и незначимости, чувство одиночества и пустоты, или же как телесное проявление (болезнь, боль). 

Чтобы помочь себе исцелить свою рану брошенности, нам важно осознанно встретиться со своей болью и чувством пустоты, и выразить их надёжному человеку. Очень важно, чтобы в такой момент у нас была поддержка человека, которому мы можем довериться. Признав своё право чувствовать свою боль и переживая её, мы получаем бесценный опыт, что всю эту боль и страдание можно выдержать, прожить и отпустить, и в результате получить врутреннее чувство опоры на самого себя. 

Когда мы сталкиваемся с нашими чувствами брошенности и одиночества, принимаем их и позволяем себе их чувствовать – запускается процесс исцеления. В результате мы чувствуем покой и расслабление, и перед нами открывается возможность начать строить отношения с людьми, полные глубокой любви и близости. 

«Цветотерапия — жизнь в цвете».

 консультации для родителей

 ЦВЕТ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА – очень важен, так как цвета влияют на его настроение и поведение. Одни цвета успокаиваю, другие – возбуждают. Одни вызывают улыбку, другие – пугают. Цвета могут рассказать о характере ребенка, его тревогах и переживаниях, рассказать о его будущем. Кроме того цвета могут оказывать терапевтический эффект.

 ПЕРВЫЕ ЦВЕТА. Считается, что ребенок в первые месяцы жизни видит мир только в черно-белых тонах. Однако офтальмологи это опровергают. Новорожденный видит те же цвета, что и взрослый, но. фокусировать взгляд младенец начинает избирательно, постепенно вычленяя из окружающей действительности те или иные цвета.

Первые шаги к умению обращаться с цветом, различать и оттенки и опознавать цвета, ребенок учится в возрасте года - полутора.

Замечено, что к годику малыш чаще всего предпочитают желто-зеленые тона. Оттенки окружающей обстановки, игрушек в этот период должны быть спокойными, даже однотонными. Например, первые пирамидки для ребенка до полутора лет изготавливают из колец одного цвета и ребенок охотно возится с этой игрушкой, не замечая однообразия. Для ребенка в возрасте 2–3 лет можно рекомендовать игрушки разного цвета, но желательно, чтобы не было обилия цветов – достаточно, если это будут красный, зеленый, желтый, синий цвета. К шестилетнему возрасту малыши, обычно, начинают предпочитать яркие краски.

                                        КАКОЙ ОН ЦВЕТ?

 Бывают цвета активные и пассивные. Активные цвета (ярко красный и ярко оранжевый, и в меньшей степени ярко желтый цвет., действуют возбуждающе – они дают легкую встряску организма и в состояние ускорить процессы жизнедеятельности.

Пассивные цвета (светлые оттенки зеленого, розового и голубого цвета, отчасти белый) – они имеют эффект успокаивать нервную систему.

Цвета, которые могут вызвать тревогу, уныние и тоску, это коричневые оттенки, лиловые и фиолетовые. В окружение красного и оранжевого цвета, ребенок первые 60 минут чувствует прилив сил и энергии, еще через 30 минут он уже перевозбужден, и через небольшой промежуток времени становится раздражительным и излишне агрессивным.

А стоит сменить сочетание цветов, на голубой или светло зеленый, и уже через 10 минут ребенок успокаивается и приходит в нормальное состояние. По — этому важно при выборе игрушек для ребенка, выбирать не агрессивные цвета, а как раз наоборот, те которые успокоят ребенка, совсем отказываться от ярких игрушек не нужно, но свести к минимуму необходимость есть.

Даже в выборе одежды нужно быть осторожными, не выбирайте слишком яркие наряды, так как они будут негативно воздействовать не только на вашего ребенка, но и на тех детей кто будет рядом с ним. Лучше всего использовать однотонные и спокойные цвета, только тогда можно с уверенность сказать, что у ребенка не возникнет резкое чувство паники или тревоги.

Кислотные цвета, такие как пронзительно салатный, розовый детям категорически противопоказаны, так как они сбивают зрительное восприятие ребенка и раздражают глаза.

                              НАСТРОЕНИЕ ПО ЦВЕТУ.

 Что бы определить настроение ребенка по цвету, предложите ему выбрать тот карандаш (желательно, чтобы их было не больше восьми, который по цвету нравится ему больше всего. Когда выбор сделан, уберите его из поля зрения ребенка. Предложите ребенку найти самый красивый из оставшихся цветов и так до последнего карандаша. Выбранные ребенком три первых карандаша можно считать цветами эмоционального благополучия, следующие три – цветами эмоционально нейтральными, а вот те, которые малыш неохотно выбрал в последнюю очередь, могут символизировать эмоциональное неблагополучие.

если малыш любит темный цвет! Это может говорить о наличии у малыша страхов, неуверенности, высокого уровня тревожности.

Иногда рисование черной краской может быть первым сигналом ухудшения зрения ребенка – он выбирает наиболее контрастный цвет.

У трехлеток черный цвет может означать протест – малыш может нарисовать рисунок, а потом замалевать черным от огорчения, что не смог выразить на бумаге то, что хотелось. Вообще-то чаще всего рисование в темных тонах отражает определенную проблему у детей старше 4-х лет. У более маленьких выбор черной или темной краски может и не иметь скрытого смысла. Если ничего в поведении малыша вас не настораживает – он спокоен, хорошо засыпает, не проявляет повышенной нервозности и плаксивости – то можно не спешить с выяснением причин выбора этих цветов.

ДЕВОЧКЕ – РОЗОВЫЙ, МАЛЬЧИКУ – ГОЛУБОЙ ЦВЕТ.

 На цветовые предпочтения девочек и мальчиков оказывают влияние общественные стереотипы. Начиная с роддома малышку сопровождает розовый, а будущих мужчин – голубой цвет. Если обратить внимание на полки в игрушечных магазинах, то мы увидим, что в игрушках для девочек – в нарядах кукол Барби, кукольной мебели, наборах детской косметики – в большинстве случаев преобладает розовый цвет; в игрушках для мальчиков (роботы, машины, оружие) – темные краски. В одежде данная цветовая гамма тоже достаточно выражена. Подтверждением существующего цветового стереотипа является фраза и детей и родителей: «Розовый – девчачий цвет! »

             ЦВЕТА РАССКАЖУТ О ХАРАКТЕРЕ РЕБЕНКА

 Красный цвет - используют активные, непоседливые дети. Они живые, непослушные, неугомонные.

Оранжевый цвет дети – весельчаки. Они шалят, кричат, веселятся без особых на то причин.

Желтый цвет используют дети с хорошо развитой фантазией. Это дети–мечтатели. Они легко придумываю себе увлекательные развлечения, даже играя в одиночестве.

Зеленый цвет используют дети, которым не хватает материнской заботы. Такие дети спокойны.

Голубой цвет предпочитают спокойные дети. Они тихие, спокойные, уравновешенные

Синий цвет выбирают спокойные, уравновешенные дети. Они все делаю не торопясь и обстоятельно.

Фиолетовый цвет выбирают «загадочные дети». Они чуткие, нежные, ранимые и очень эмоциональные.

Черный цвет выбираю дети, подвергшиеся стрессу.

Цвета в деской комнате.

В какой цветовой гамме должна быть детская комната? Выбирая цвета обоев, покрытия, мебели для детской, необходимо помнить, что их, во-первых, не должны быть много и, во-вторых, они не должны быть яркими. Это будет провоцировать психоэмоциональное возбуждению ребенка. Лучше использовать пастельные (нежно-желтый, бежевый, бледно-голубой, светло-зеленый, розовый) тона, учитывая, что детская комната чаще всего является еще и спальней для малыша. Если цветовая гамма комнаты будет слишком яркой, насыщенной и жизнерадостной, ребенку будет трудно успокоиться и заснуть. Нежелательны и темные тона – насыщенный синий цвет может вызывать у чувствительного, эмоционального ребенка неосознанное чувство тревоги.

Игровая зона может «активизировать» ребенка. Для этого лучше использовать на фоне спокойных основных тонов в качестве контрастных цветовых пятен яркие игрушки, картины, вставки на обоях.

                           Консультация для родителей

«Адаптация ребенка в детском саду»

Слово «Адаптация «означает «приспособление к новому, неизвестному».

           У маленького ребенка весь окружающий его мир – это МАМА. Он познает мир её глазами, видит в нем то, чему его научили. Его окружают люди родные, близкие. Живя в семье в определенных условиях, ребенок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к определенной температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи, к людям которые его окружают. Это его МИР,в котором он живет. Другого мира он еще не знает.

           В этом мире у него формируются различные привычки: он привыкает к режиму дня, способу кормления, укладывания, формируются определенные взаимоотношения с родителями, привязанность к ним, родным людям.

Отдавать ребенка в детский сад или нет – вопрос многих семей. Родителям страшно менять то, чего они достигли в воспитании своего малыша.

В случае, если установленный в семье порядок почему-то изменяется, обычно поведение ребенка временно нарушается. Это нарушения уравновешенного поведения объясняется тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него не могут быстро затормозиться старые связи, а вместо них также сформироваться новые.

Недостаточно развиты у ребенка адаптационные механизмы, в частности слабые тормозные процессы и относительно мала подвижность нервных процессов. Однако, мозг ребенка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходит не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни,то у ребенка, при правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остается каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребенок адаптируется к новым условиям своей жизни. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском саду показывает, что этот процесс приспособления, т. е. адаптации к новым условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния.

К таким нарушениям относят:

·        Нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)

·        Нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)

·        Меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются)

·        Повышение температуры тела

·        Изменения характера стула

·        Нарушение некоторых приобретённых навыков (ребенок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)

В своей работе мы используем все методы и приёмы, чтобы ребенок, который пришел первый раз в группу, чувствовал себя не брошенным мамой, а заинтересованным в познании чего-то нового, необычного.

При первой встрече с родителями даем заполнить анкету где сверху написано: «Мы рады, что вы попали в нашу группу «.Эта анкета дает возможность познакомиться с родителями ребенка, где они указывают домашний адрес, телефон, место работы, особенности поведения своего ребенка, его привычки, чем он любит заниматься, во что любит играть.

Длительность привыкания к новым социальным условиям. А также характер поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по- разному: одни в первый день плачут,отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным плачем, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать через 6-8 дней или даже позже. При всем этим признакам выделяются определенные группы, к которым принадлежит ребенок по характеру поведения при поступлении в детское учреждение. В зависимости от того, к какой адаптационной группе принадлежит ребенок, будет строиться работа с ним.

Для того, чтобы узнать, к какой группе отнести ребенка, во время адаптационного периода заполняю адаптационные листы для каждого ребенка. В них я отражаю с каким настроением ребенок пришел в детский сад, его организаторские способности, как он кушает, спит, играет и общается с детьми своего возраста. На основании показателей адаптационных листов делаю выводы, к какому виду относится ребенок и планирую работу с каждым индивидуально.

Очень часто встречаются ситуации, когда ребенка нельзя однозначно определить в ту или иную адаптационную группу. Т. е. модель его поведения находится на «стыке «двух групп, т. е. является пограничной. Своеобразный переход из одной группы в другую показывает динамику развития процесса привыкания ребенка к условиям детского учреждения.

Что сделать родителям и воспитателям для того, чтобы адаптационный период проходил для ребят безболезненным и легким?

 Что должны знать родители?

Чем чаще ребенок будет общаться со взрослыми, детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке около дома, т. е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретенные умения и навыки в обстановку детского сада.

Неформальное посещение детского сада. Т. е. прогулки по территории детского сада, наблюдение за играми детей на прогулке, сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть красочным и позитивным. Старайтесь показать в своем рассказе ребенку, как весело и хорошо детям в детском саду.

Так как каждый поступивший ребенок требует к себе внимательного индивидуального подхода, то принимать детей следует постепенно, по 2-3 человека, с небольшими перерывами (2-3 дня).

В первые дни ребенок должен прибывать в группе не более 2-3 часов.

Для первых посещений рекомендуются часы, отведенные для прогулок, игр.

Это позволяет быстрее определить группу поведения ребенка, наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.

Установление эмоционального контакта ребенка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке в присутствии близкого человека.

В первый день кратковременное знакомство с воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребенком и воспитателем в новой ситуации.

Очень полезны экскурсии по группе, в которых принимают участие ребенок и родители.

Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении.

НЕОБХОДИМО:

До приема выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего ребенка (анкета).

В первые дни не нарушать, имеющиеся у ребенка привычки, нужно постепенно менять режим и приучать ребенка к новому укладу жизни.

Приблизить домашние условия к особенностям детского сада; внести элементы режима, упражнять ребенка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслужить.

В зависимости от уровня навыков общения ребенка, контакт, установленный с семьей, должен быть дифференцирован, т. е. в соответствии с группой адаптации ребенка должны быть определены объем и содержание работы с семьей.

Не все мгновенно увидят плоды своих трудов. Адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до 2-3 месяцев. Особенно, если ребенок заболел во время адаптации. Иногда, после выздоровления, ребенку приходится привыкать заново. Но, хочу вас заверить, что это не показатель. Не следует беспокоиться, глядя на других детей, которые очень быстро привыкли к детскому саду. Все дети индивидуальны, к каждому нужен свой подход.

Я думаю, что с вашей помощью мы найдем ключик к каждому ребенку. Богатый опыт и знания воспитателей, Ваша забота и любовь к детям, иными словами согласованная работа с семьей, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей ребенка и необходимых условий воспитания ребенка до поступления в детский сад, позволит решить проблему на должном уровне.

 Консультация для родителей: «Нужен ли ребенку папа?

Я не социолог и не статистик, но и без специальных исследований ситуация более-менее понятна.После того, как семейный корабль опустился на дно, его наиболее уязвимые «пассажиры» - дети, как правило, остаются жить с матерью, потому что судопроизводство предпочитает женщину. Хорошо это или плохо, правильно или неправильно - тема не этой статьи. Посмотрим на то, что происходит после вынесения судебного вердикта.Посмотрите на свое ближайшее окружение - и сами убедитесь: очень часто разведенные женщины выступают категорически против того, чтобы дети встречались и общались со своим биологическим отцом. Такую жесткую позицию можно понять, если «бывший» муж-жестокий садист или асоциальный тип, деградировавший от алкоголя, наркотиков или преступного окружения. Но таких, к счастью, немного. Большинство отцов - вполне нормальные люди, которые любят своих детей, интересуются их жизнью, хотят с ними общаться, участвовать в их воспитании, помогают им по мере своих финансовых возможностей. Почему же экс-супруги перекрывают им доступ к родным детям? У каждой разведенной женщины своя правда, свои причины не пускать ребенка к отцу. Искренне верю, что не все из них пустяковые, бывают и действительно серьезные. Но эти аргументы можно сложить в одно предложение: «Я не хочу, чтобы мой ребенок встречался со своим отцом, потому что ...». Перечитайте его еще раз и поймете, что ключевые слова в этом предложении «Я НЕ ХОЧУ». А как же интересы самого ребенка? Разведенная женщина спрашивает сына или дочь, хотят ли они общаться со своим отцом? И самое главное - она ​​хочет услышать честный ответ? Подчеркну - честный, потому что много детей в угоду травмированной разлукой и оскорбленной матери говорят, что не любят отца, что он им не нужен, ругают папу мамиными словами. А думают ли они так на самом деле? Мать догадывается, что происходит в душе ребенка, для которого папа - это всегда родной, близкий, дорогой, очень важный и практически незаменимый в его жизни человек? Хочется вспомнить прочитанную много лет назад историю. В молодой семье родился сын. Через несколько лет супруги развелись. Мальчик остался с матерью. Разрыв семейных отношений был болезненным, родители не общались. Женщина вышла замуж во второй раз, в новом браке она была счастлива. Наступил очередной день рождения ее маленького сына. В тот вечер отчим пришел домой поздно. Именинника уже уложили в кроватку. Отчим зашел к нему в комнату. Малыш не спал. Мужчина поздравил его и неожиданно спросил: «Скажи, что ты сейчас больше всего хочешь?». «Я хочу увидеть своего отца», - ответил ребенок. Отчим, несмотря на истерический запрет любимой жены, подошел к телефону, набрал номер ее бывшего мужа и сказал ему, о чем в эту минуту мечтает его сын. Родной папа все понял, мгновенно сел в автомобиль, приехал и забрал к себе малыша. В ту ночь мальчик спал в квартире отца. На следующий день он вернулся к матери и продолжал жить с ней, но тот день для всех персонажей этой истории стал своеобразным моментом истины, вызвал эффект катарсиса, помог отделить мелочные обиды и амбиции от вещей действительно важных, понять простую, как прямая линия, аксиому: сын любит папу, а папа - сына. И это нормально, так будет всегда. Игнорировать эту любовь, запрещать ее - значит оказывать жестокое преступление против собственного ребенка. И против бывшего мужа - тоже. Почему он должен в суде доказывать право на любовь к собственным детям, агрессивно отвоевывать или унизительно выпрашивать у экс-жены каждое мгновение общения с ними? Запрещая отцу общаться с детьми, матери вычеркивают из жизни дочерей и сыновей страницу очень важного жизненного опыта, которую многим уже никогда не удастся ни прочитать, ни восстановить. Прежде всего это касается мальчиков, потому что для них папа - своеобразный мостик, который помогает попасть в суровый и часто жестокий мир мужчин. В конце концов, именно папа покажет сыну, как передают пас в футболе, как дать отпор обидчику, как правильно бриться ... Мне возразят: мальчика могут научить этому дедушка или дядя, отчим, старшие друзья. Но будут ли эти жизненные уроки значимыми для парня, останутся ли они в его памяти? Девочкам отец тоже очень нужен. Ведь это первый человек в их жизни (в хорошем, а не уголовном смысле этого слова). Он занимается дочерью, защищает ее, смотрит на нее восхищенным взглядом, смешно ревнует. Именно на нем девочка шлифует свои женские чары, которые в будущем помогут ей брать в плен сердца других мужчин. Каждый психолог подтвердит: девушкам, которые выросли без отца, гораздо труднее налаживать отношения с мужчинами, строить и беречь свою семью, потому что они не умеют этого делать, в родном доме их этому не учили. Поэтому и разводятся они гораздо чаще. Расскажу жизненную историю, которую услышала от женщины, которая выросла в неполной семье. «Знаете, - рассказывала она, - в душе каждого человека есть много «ящиков», где хранят различные воспоминания. В моем ящике под названием «папа» была пустота - как огромная космическая дыра холодная, тревожная. Всю свою жизнь я чувствовала, что мне очень не хватает отца, и пыталась понять, почему. Если бы он был с нами, мы жили бы богаче? - спрашивала саму себя. Но мы с мамой никогда не нуждались.Если бы папа был со мной, он бы меня защищал? Но мама тоже никому не позволяла мне обижать. Так чего мне так не хватает? Ответ пришел неожиданно. Я убирала в комнате и краем уха слушала музыкальную радиостанцию. Юная ведущая заполняла паузы между песнями своими пустыми разговорами. В одном из них начала рассказывать, как ехала с работы домой в автобусе, как увидела в кресле пассажира, который держал на руках маленькую дочь, как девочка заснула, и человек осторожно взял ее на руки и понес к выходу. Ведущая вспомнила, как ее саму когда-то папа носил на руках. Призналась: ей это так нравилось, что она порой хитрила - делала вид, что уснула, чтобы папа взял ее на руки ... Знаете, - едва сдерживая слезы, сказала мне пожилая женщина, - после этих слов я, наконец, поняла - в моей жизни ЭТОГО НИКОГДА НЕ БЫЛО» Помните, как мудрый Соломон узнал настоящую мать? Если прочитать эту притчу внимательнее, можно сделать вывод: речь идет не о банальном споре двух женщин из-за одного мальчика, а о гораздо более важной вещи - жертвенной способности настоящей матери отпустить от себя ребенка, если это нужно для его физического и психического здоровья, для ЕГО блага и счастья. Отпустить к родному отцу, отпустить в профессию, которую ребенок выбрал для себя, к будущей невестке или зятю, на постоянное жительство в другой город или страну ... Именно так - отпустить. Даже если собственное сердце разрывается от нестерпимой боли                                        

Консультация педагога-психолога Дубиной Виктории Александровны  

"ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА"

Детство - особенный, неповторимый период жизни человека. Этот период дан каждому для совершенно определенных задач: родиться, вырасти, выучиться, познать мир, научиться радоваться жизни, получить колоссальный ресурс энергии и развития. Особенность детства в том, что этот период жизни никогда не повториться, и те нерешенные задачи, которые ставит детство перед человеком, никогда не смогут быть полностью реализованы во взрослой жизни.

Огромное значение в реализации задач детского возраста приобретает игра. Игра - это ведущая деятельность ребенка. Считается, что она остается таковой до начала обучения в школе. И только в возрасте 7-8 лет начинает сформировываться другая ведущая деятельность - учебная. Но как часто бывает - теория расходится с практикой. На деле же игра, хоть и не в такой степени как в дошкольном возрасте, все же сохраняет свою важность и необходимость и для школьника.

Очень часто, родители забывают о том,  как важно ребенку играть, и порой воспринимают игровую деятельность как попытку лениться.

Особенно ярко прослеживается данная тенденция в подготовительной группе, когда родители сосредоточены на поступлении ребенка в престижную школу. Они записывают своих детей на различные развивающие программы, подготовительные к школе курсы, занимаются развивающим обучением дома и тем самым сводят на нет игровую деятельность детей, а порой даже наказывают ребенка лишением игры. Все это может привести к неблагоприятным последствиям. Чаще всего дети начинают негативно относиться к процессу обучения.

Почему психологи отводят такое важное значение игре? Потому что благодаря игре и через игру ребенок развивается не только психически, но и личностно.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения. Таким образом, игра способствует социализации ребенка: научает его вступать в контакт, в игровой форме ребенок приобретает богатый поведенческий репертуар, вырабатывает наиболее эффективные тактики поведения в конфликтной ситуации, научается не только активно устанавливать нормы и правила поведения, но так же и жить, согласуя свое поведение с требованиями общества. Посредством игровой деятельности ребенок проходит полоролевую идентификацию.

Играя в «Дочки-матери» девочка знакомится со своей будущей ролью жены и матери, а мальчик, играя в «войнушку», так же готовится стать настоящим мужчиной. Именно в этом возрасте мы определяем девочек, как «хозяюшек», «заботливых мам», а мальчиков как «смелых рыцарей», «защитников» и «добытчиков», тем самым, помогая им усваивать  стили поведения, соответствующие их половой принадлежности.

Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает воздействие на развитие психики. Примерно до 4-5 лет все психические процессы ребенка непроизвольны, то есть он не способен целенаправленно, с волевым усилием сосредотачивать внимание, запоминать и т.д. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях учебной деятельности. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок невнимателен к тому, что требует от него игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию. Игровая ситуация и действия с ней оказывают постоянное влияние на умственное развитие ребенка дошкольного возраста.

Развитие мышления - осуществляется переход от мысли в действии к мысли в плане представлений. Действуя с предметом-заместителем, ребенок учится мыслить о реальном предмете. В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение.

Для развития воображения игра имеет определяющее значение, поскольку в игровой деятельности ребенок учится замещать один предмет другим и "примерять" на себя различные роли,  образы и действия.

В игре развивается знаковая функция речи (предмет - знак - его наименование). Игра также способствует развитию рефлексии как способности соотносить свои действия, мотивы, поступки с общечеловеческими ценностями. В игре эта возможность открывается потому, что ребенок находится в двойной позиции - исполняющего роль и контролирующего качество (правильность) ее исполнения.

В игре же продолжают развиваться продуктивные виды деятельности, появляются элементы учебной трудовой деятельности.

Таким образом, игра - это самостоятельная, творческая, свободная деятельность ребенка, которая помогает ему развиваться не только психически, но и личностно.

 

Психологическая готовность детей к школе

Консультация для родителей

Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы. И это далеко единственное условие. Одним из самых необходимых компонентов является психологическая готовность.

«Психологическая готовность» - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников» (Венерг).

У большинства детей она формируется к семи годам. Содержание психологической готовности включает в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разными.

Первые годы развития ребенка имеют громадное значение на все дальнейшее развитие, и от того, как поставлено дошкольное воспитание, в значительной мере зависит и организация школьного дела», - писала Н. А. Крупская. Особое значение имеет совершенствование всей воспитательно-образовательной работы в детском саду и улучшение подготовки детей дошкольного возраста к школе. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С переходом к систематическому обучению в школе завершается дошкольное детство и начинается период школьного возраста. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Если в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это игра, то теперь такую роль в жизни ребенка приобретает учебная деятельность. Для подготовки к новому образу жизни, к осуществлению новых форм деятельности, к успешному выполнению школьных обязанностей необходимо так организовать воспитание, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня физического и психического развития. Существенное значение для подготовки детей дошкольного возраста к школе имеет укрепление их здоровья и повышение работоспособности, развитие мышления, любознательности, воспитание определенных нравственно-волевых качеств, формирование элементов учебной деятельности: умение сосредоточиться на учебной задаче, следовать указаниям учителя, контролировать свои действия в процессе выполнения задания.

Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это, прежде всего мотивационная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность.

Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получить новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.

Волевая готовность - необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения.

Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить ребёнка объяснить, зачем он будет это делать, можно ли выполнить порученное задание разными способами. В том случае, если вы даёте несколько заданий подряд или если ребёнок затрудняется в выполнении сложного задания, вы можете прибегнуть к схеме-подсказке, то есть к рисунку. Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребёнка подчёркивать или вычёркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. Если ребёнок быстро устаёт, забывает последовательность фигур или букв, которые надо вычёркивать, начинает отвлекаться, что-то чертить на листочке бумаги с заданием, вы можете облегчить ему задачу, сказав, что ему осталось нарисовать ещё одну или две строчки (или подчеркнуть ещё 5–10 букв). В том случае, если деятельность вашего ребёнка нормализуется, можно говорить о наличии волевой готовности, хотя и не очень хорошо развитой. В том же случае, если ребёнок так и не сможет сосредоточиться, волевая регуляция поведения у вашего ребёнка отсутствует, и он не готов к школьным занятиям. Значит, надо продолжать с ним упражнения, прежде всего, учить его слушать ваши слова.

Для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определённые знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры), которые как бы замещают реальные предметы. Вы можете объяснить ребёнку, что для того, чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки – заместители машинок. Для решения более сложной задачи можно предложить детям построить чертёж, который помог бы представить условие задачки и решить её на основе данного графического изображения. Постепенно такие рисунки-чертежи становятся более условными, так как дети, запоминая этот принцип, могут уже нарисовать данные обозначения (палочки, схемы) в уме, в сознании.

Интеллектуальная готовность - многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть.

Однако главное – это наличие у ребёнка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.

Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.

 
Детские истерики.
Детские истерики – это крайне неприятное явление, с которым сталкиваются все родители малышей в возрасте от года до трех лет, а иногда и старше. Возникновение детских истерик неизбежно, все дети проходят этот этап развития. Своими капризами и истериками ребенок пытается достичь желаемого или выразить свой гнев по поводу запретов или ограничений. Зачастую детские капризы и истерики совершенно необоснованны. Например, ребенок может устроить крик и плач, потому что ему не дали конфеты, которых в данный момент в доме может и не быть. 

Детская истерика - это сильный эмоциональный всплеск, приступ, подкрепленный, как правило, негативными эмоциями: раздражением, гневом, отчаянием, агрессией. Детские истерики сопровождаются громким криком, плачем, ребенок выгибается назад (истерический мостик). В состоянии истерики ребенок слабо контролирует свою моторику, он может биться головой об стену или о пол и при этом практически не чувствовать боли. 

Что вызывает детскую истерику? Толчком к началу истерики для ребенка может послужить обычное родительское «нет». Это является для ребенка сильным эмоциональным раздражителем. Вообще собственно приступ истерики длится недолго. Чаще всего ребенок сознательно продолжает кричать и плакать, чтобы добиться от родителей своего.
Припадки истерики могут испытывать все маленькие дети, но особенно подвержены им дети со слабой нервной системой, неврологическими нарушениями. Истерика может пройти бесследно, а может окончиться рвотой или одышкой, внезапной вялостью и усталостью ребенка. Если у Вашего малыша наблюдаются такие симптомы при истериках – это повод обратиться к невропатологу за консультацией. 
Нужно разграничить понятия «истерика» и «каприз». И то, и другое может сопровождаться падением на пол, криками и плачем. Но капризы носят обдуманный характер, малыш прибегает к ним преднамеренно, чтобы добиться своей цели. Как правило, капризы свойственны детям от двух лет. Истерики обычно носят непроизвольный характер, ребенок просто не может совладать с охватившими его эмоциями, поэтому его гнев и разочарование находят выход в неконтролируемых истерических приступах.
Взрослым нужно учитывать, что детская психика еще очень слабая, и в моменты приступов гнева ребенок не может контролировать свои эмоции. Помните, эти слезы искренние, ребенок не играет, он в отчаянии. Пусть его поведение не оправдано внешними причинами, но он находится в тяжелом эмоциональном состоянии и нуждается в вашей помощи. 
 
Как же себя вести, если детские истерики становятся явлением регулярным. Самое важное правило: если ребенок устроил истерику, нельзя выполнять то, чего он добивается. Если один раз в ответ на истерику мама разрешила взять вазу, которую брать «нельзя», можно со стопроцентной уверенностью сказать – истерика повторится не однажды. Если родители будут потакать ребенку в момент его истерических припадков, поверьте, очень быстро ребенок научится «истерить» в нужный момент, то есть капризничать. И тогда детская истерика станет излюбленным способом достижения желаемого. 

В момент истерики не нужно разговаривать с ребенком. Не уговаривайте его, не ругайте, не кричите – все это будет неэффективно, и даже может стать стимулом к продолжению истерики. Но в то же время нельзя оставлять ребенка одного. Его отчаяние может усугубиться одиночеством. Будьте рядом, оставайтесь спокойными, постарайтесь переждать вспышку. После того, как пик страстей позади, возьмите ребенка на руки, пожалейте, успокойте. Часто малыши не могут самостоятельно выйти из последней стадии истерики, для того, чтобы прекратить плакать, им нужна помощь мамы – не отказывайте ребенку в ласке, даже если он неправ. 

Ни в коем случае нельзя кричать на ребенка в момент истерики, а уж тем более шлепать. Эти меры только усугубят его состояние. К тому же, и крик и рукоприкладство являются способами проявления внимания, которого ребенок и добивается. Относитесь к истерикам спокойно, игнорируйте их, насколько это возможно. Но при этом не выходите из комнаты, а спокойно занимайтесь своими делами. Малыш очень быстро поймет, что его истерики не приносят ему желаемого внимания, а значит, незачем тратить на них свои силы. 

 

Ребенок постоянно  учится управлять своим поведением, эмоциями и импульсами. Иногда способность сохранять самообладание утрачивается, что может привести к истерике. 
Психологи утверждают, что нет ни одного волшебного способа устранить истерику, но есть много приемов, которые могут помочь, и задача родителей найти тот прием или приемы, которые подходят именно их ребенку.

Приручить истерику можно такими нехитрыми способами:
  1. Игра «без правил». Убедитесь, что ребенок имеет достаточно свободного времени, во время которого он может играть, не заботясь о
     беспорядке вокруг, не отвлекаясь от игрового действия. Приберегите «строгие правила» для более серьезных случаев.
  2. Отвлеките малыша. Прежде, чем истерика набрала обороты, попытайтесь переключить внимание ребенка на какой-то интересный объект: пейзаж, игрушку, книжку. Это учит ребенка тому, что он может переключать энергию и переходить к другим занятиям, если ему этого хочется.  Если же истерика уже началась – переключение внимания вряд ли поможет.  
  3. Попробуйте пошутить. Если истерика на подходе, но еще не началась, попробуйте разрядить ситуацию юмором. Но будьте осторожны: малыш должен знать, что вы шутите, а не высмеиваете его.
  4. «Я знаю, что ты чувствуешь».  Назовите эмоции, испытываемые ребенком: "я вижу, ты злишься” или "мне кажется, ты устала”. Стоит малышу научиться объяснять то, что он переживает, как главная причина капризов и истерик снимается сама собой. 
  5. Своевременная помощь. Обычно разочарования могут подстерегать детей, если они берутся за дела и игры слишком сложные для их пока еще ограниченных способностей. Но тут могут вмешаться родители и облегчить своим чадам задачу, например, изменить траекторию машинки, чтобы она не врезалась в ножку кровати, помочь взобраться на детскую горку или открыть плотно закрытую крышку бутылки и т.п., правда, при этом не нужно пытаться все сделать за кроху, он должен быть уверен, что сам в состоянии справляться с трудностями и добиваться цели.
  6. Игнорируйте требования. Истерики на людях заставляют некоторых родителей пойти на поводу у маленького скандалиста и дать ему то, что он хочет. Но этот способ чреват тем, что ребенок может повторить истерику в следующий раз в похожей ситуации. 
  7. Обсудите истерику. После того, как ребенок успокоился, поговорите с ним о том, что его так расстроило. Однако не заостряйте внимание на действиях во время вспышки гнева. Вместо этого, обнимите его, расскажите, как сильно вы его любите, и о том, как приятно вам находиться с ним рядом, когда он спокоен. Это помогает ребенку задуматься над тем, как его поведение действует на окружающих.
Не нужно забывать, что состоянием, способствующим детской истерике, является усталость. Старайтесь вовремя укладывать малыша и на дневной, и на ночной сон. Не допускайте переутомления. Если видите, что малыш уже утомился от подвижных игр, предложите ему почитать книжку, порисовать. Ребенок еще не умеет контролировать состояние усталости, и не может вовремя прекратить бегать и прыгать. Задача взрослых, следить за состоянием ребенка и не давать ему переутомляться. 

Период истерики начинается приблизительно с полутора лет и длится до четырех лет.  Пиком капризности и упрямства считаются 2,5-3 года. Хотя мальчики упрямее девочек,  девочки чаще капризничают. В кризисный период истерики могут случаться от пяти до двадцати раз в день, то есть почти по любому поводу.

 

 

Агрессивный ребёнок
Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.
Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать. Их поведение часто носит провокационный характер. Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников. Они не успокоятся до тех пор, пока взрослые не "взорвутся", а дети не вступят в драку. Например, такой ребёнок будет сознательно одеваться медленнее, отказываться мыть руки, убирать игрушки, пока не выведет маму из себя и не услышит её крик или не получит шлепок. После этого он готов заплакать и, только получив утешение и ласку от мамы, успокоится. Не правда ли очень странный способ получения внимания? Но это для данного ребёнка единственный механизм "выхода" психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.
В нашей жизни, к сожалению, происходит много событий, которые сами по себе могут ожесточить, озлобить, довести до отчаяния и вызвать негативные переживания. Дети чётко улавливают настроения окружающих. Поэтому родителям не стоит при ребёнке допускать обсуждение неприятностей, смотреть передачи про катастрофы и фильмы про убийство и безысходность, оценивать отрицательно поступки других, укорять и угрожать расправой обидчикам. Подобные проявления своего недовольства и обиды являются не лучшим примером для подражания и бумерангом могут вернуться в семью в "исполнении" ребёнка. Взрослые не должны удивляться, почему их ребёнок слово в слово повторяет их ругательные выражения, находится в позиции постоянного сопротивления и неприятия окружающих его людей и событий. Если вы стали замечать, что ваш ребёнок наэлектризован злостью, обзывается, дерётся, обижает и жестоко относится к животным, то первое, что вы должны сделать, это задать себе вопросы:
  • Когда это началось?
  • Как ребёнок проявляет агрессию?
  • В какие моменты ребёнок проявляет агрессию?
  • Что явилось причиной агрессивности?
  • Что изменилось в поведении ребёнка с того времени?
  • Что на самом деле хочет ребёнок?
  • Чем вы реально можете ему помочь?
Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным. Поэтому работу с агрессией своего ребёнка необходимо начать с самостоятельного анализа внутрисемейных отношений. Это будет главным шагом в решении существующей проблемы.
Обнаружив у своего ребёнка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в игры, представленные ниже. Это можно сделать в кругу семьи, при участии близких родственников (братья, сёстры), а также с друзьями своего ребёнка.
Самое главное – попробуйте раскрепоститься сами, отдайтесь игре, ведь ребёнок непременно почувствует вашу искренность и оценит это.


 
Каждому участнику даётся "пыльная подушка". Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её "почистить".


 
Вместо мяча – подушка. Играющие разбиваются на две команды. Количество играющих от 2-х человек. Судья – обязательно взрослый. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол.
Примечание: взрослый следит за соблюдением правил – нельзя пускать в ход руки, ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.


 
Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час "можно", когда ребёнку разрешается делать почти всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т.д.
Примечание: "часы" можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.


 
Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника – штурмом взять её (запрыгнуть), издавая победные крики типа:
 "А-а-а", "Ура!" и т.д. Побеждает тот, кто запрыгивает на башню, не разрушив её стены.
Примечание:
  • Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить.
  • После каждого штурма "болельщики" издают громкие крики одобрения и восхищения: "Молодец!", "Здорово!", "Победа!" и т.д.

 
Из попавшихся "под руку" небьющихся предметов строится крепость (тапки, стулья, кубики, одежда, книги и т.д. – всё собирается в одну большую кучу). У играющих есть "пушечное ядро" (мяч). По очереди каждый со всей силой кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся куча – "крепость" - не разлетится на куски. С каждым удачным попаданием штурмующие издают громкие победные кличи.


 
Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а … овощами: "Ты – огурец", "А ты – редиска", "Ты – морковка", "А та – тыква" и т.д.
Примечание: Прежде, чем поругать ребёнка плохим словом, вспомните это упражнение.


 
Подушки раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие – "лягушки", живущие на болоте. Вместе на одной "кочке" капризным "лягушкам" тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: "Ква-ква, подвинься!" Если двум "лягушкам" тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в "болото" соседку, и та ищет себе новую "кочку".
Примечание: взрослый тоже прыгает по "кочкам". Если между "лягушками" дело доходит до серьёзного конфликта, он подскакивает и помогает найти выход.


 
"Жужа" сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг неё, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до неё, щекочут. "Жужа" терпит, но когда ей всё это надоедает, она вскакивает  и начинает гоняться за "обидчиками" вокруг стула, стараясь отхлестать их полотенцем по спинам.
Примечание: взрослый следит за формой выражения "дразнилок". Они не должны быть обидными и болезненными