Советы логопеда

Учитель-логопед МБДОУ «Вишенка» - Седик Алена Васильевна 

Насколько хорошо развит фонематический слух вашего ребенка

«ГОВОРИТЕ С РЕБЕНКОМ, КАК СО ВЗРОСЛЫМ.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ»

Консультация учителя-логопеда для родителей.    

Крайне важно, чтобы дети дошкольного возраста умели выражать свои мысли правильно, четко, красиво и логично. Для выработки этих умений с ними нужно заниматься постановкой речевых навыков. Лучше всего такие умения вырабатываются в игре или любой совместной деятельности.

Так как дети постоянно копируют поведение родителей, необходимо дома всем взрослым следить за своим произношением, нельзя коверкать и «сюсюкать» со своими детьми в процессе общения, даже, если детские высказывания умилительны;

- важно уметь вести диалог со своим ребенком;

- стараться отвечать на все его вопросы, обстоятельно и терпеливо обьяснять всё, что интересует вашего малыша.

- обсуждайте все увиденное и услышанное: сказки, фильмы, картины, походы в магазин и на природу, помощь по дому и уходу за домашними питомцами и т.д.

- общайтесь так, чтобы ребенок видел ваши глаза. И, самое главное, чтоб он чувствовал себя на равных с Вами. Чувствовал, что его мнение уважают и с ним советуются. Будьте искренны, ибо дети чутки к неискренности и притворству.

                            Консультация учителя-логопеда А.В. Седик    

Уважаемые родители, для развития мелкой моторики дома можно использовать игры с мелкими игрушками и предметами быта: пуговицами, бусинами, прищепками, природными материалами: шишки, орехи, веточки, желуди, каштаны, ракушки, камешки и т.д.

Можно лепить фигуры из теста, пластилина, глины; клеить, вырезать, разукрашивать, нанизывать на шнурок как бусины, так и крупные макароны в виде всевозможных фигур, рожки, сушки и т.д.

Можно научить перекатывать предметы, сортировать их, причем с закрытыми глазами, придавливать к поверхности, находить мелкие предметы в сосуде с водой, в «бассейне» с манной крупой, фасолью, горохом, песком или зернами кофе…

     Все занятия с мелкими предметами должны проходить под строгим контролем взрослых, с соблюдением техники безопасности.

    И, как результат, в коре головного мозга закрепляются прочные ассоциативные связи, возникающие при активной работе слухового, зрительного и двигательного анализаторов, ведущие к явному улучшению и закреплению навыков четкой и красивой внятной речи.

 «Словесные игры для детей 5-7 лет. Развитие речи и мышления»

Консультация для родителей  учитель-логопед Седик А.В.

Для развития речи и мышления наших детей очень важно постоянно играть с ними в различные словесные игры. Тем самым расширяя кругозор детей, активизируя их словарный запас и мотивируя желание общаться и выражать свои мысли-чувства-эмоции. Учить их логически думать, мыслить, осознавать, анализировать, учить делать выводы и отстаивать свою точку зрения.

Приведу несколько примеров самых простых игр для развития речи и мышления, в которые можно играть в любой ситуации: например, по дороге домой, или на прогулке, в транспорте и т.д.:

  • «Что каким бывает»  - «Что бывает белым?»  –  спрашивает взрослый. А ребенок отвечает полным ответом: «Белым бывает (снег, пух, мех, платье, цветок…) «Что бывает сладким?» - «Пирожное, сок, конфеты…»  
  • Можно играть в небылицы: «А чего не может быть?»…
  • «Кто где живет?» - Медведь живет в лесу, собака живет в будке, акула живет в океане и т.д.
  • «Кто на чем ездит,  летает, плавает?» - Пилот летает на самолете, Шофер ездит на машине, Капитан плавает на судне и т.д….
  • «Что из чего сделано?» - варианты ответов: глиняный кувшин – из глины, полотняное платье – из полотна, молочная каша – из молока….

В каждой жизненной ситуации -  не молчите, описывайте с ребенком буквально все, что происходит вокруг. Что вы вместе делаете, что видите. Слышите, ощущаете, готовите, рисуете…

  • Читайте и перессказывайте, сочиняйте свои истории про сказочных героев. Придумывайте новые сюжеты из старых сказок, играйте вместе с ребенком в его любимые игрушки, рисуйте, лепите, вышивайте…
  • «Что, если бы Баба-Яга не помогла Ивану-Царевичу в сказке?»
  • «Что, если бы колобок не укатился бы от бабушки  с дедушкой?»
  • Постоянно беседуйте с детьми о природе, о том, у кого из животных какие детеныши, кто чем питается, у кого какие повадки.
  • Игры можно придумывать всегда и везде, главное – включить побольше желания и фантазии.

Успехов вам, дорогие родители!    С уважением, ваш учитель-логопед.

 

«Правильная речь в семье – залог успешного обучения в школе»

Консультация для родителей,  учитель-логопед Седик А.В.

 

Каждый родитель стремится к тому, чтобы его ребенок вырос гармонично развитым, крепким, здоровым, умным, успешным.  Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка и успешного обучения в школе. Чем лучше речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его развитие. 

Умение правильно и хорошо говорить:

  • значительно облегчит ребенку школьную адаптацию: он будет легче и свободнее общаться со сверстниками и учителями, чувствовать себя уверенно;
  • позволит ребенку лучше усваивать школьный материал: ребенок, который сам грамотно выражает свои мысли, объяснения учителя понимает в полном объеме;
  • позволит ребенку успевать на «хорошо» и «отлично» практически по всем предметам: умение грамотно излагать свои мысли, позволит ребенку правильно пересказывать учебный материал;
  • умеющий грамотно излагать свои мысли человек в любом возрасте производит впечатление более умного и грамотного.

Что включает в себя понятие «правильная речь»:

  • Правильное звукопроизношение. Ребенок к 6-и годам должен выговаривать все звуки. Если у ребенка наблюдается нарушение звукопроизношения, не следует ждать, что «само пройдет», уже не пройдет, надо обратиться к логопеду.
  • Сформированное фонематическое восприятие. Ребенок должен уметь различать звуки на слух, уметь определять первый, второй, третий, последний звук в слове, уметь из звуков составить слово, посчитать количество звуков, подбирать слова с заданным звуком в начале, середине, конце слова (Лампа, веЛосипед, пенаЛ), различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, вы-вы-фы.
  • Сформированный грамматический строй речи. Старший дошкольник должен уметь образовывать новые слова (воробей – воробушек, таракан – тараканище, варенье из черники – черничное варенье), изменять слова (стул – стулья, дом – дома, ухо – уши), согласовывать слова (нет желтого мяча, пять лягушек, две лягушки, нет двух лягушек).
  • Умение воспроизводить слова со сложной слоговой структурой.  Шестилетний ребенок должен уметь безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод, милиционер, электрический, аквариум.
  • Богатый словарный запас. Будущий первоклассник должен быть уже знаком с временами года, их признаками, знать названия месяцев, дней недели, знать свои родственные связи. Активно использовать антонимы (грустный — весёлый, молодой — старый, высоко — низко, бежать — стоять, разговаривать-молчать и т. д.), синонимы (например, лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д.), слова — действия, слова — признаки.
  • Развитая связная речь. Ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь разговаривать полными предложениями. Уметь четко и последовательно рассказывать о чем-либо, пересказывать об увиденном или услышанном. Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок.

А теперь поговорим о том, как нужно заниматься и на что обращать внимание, чтобы ребенок научился хорошо говорить:

  • Играйте в различные игры, развивающие фонематический слух. Например, «Города», по этому принципу игры на любую тему: «Продукты питания» (масло – оливки – икра – арбуз), «Одежда» и т.д. Игровые упражнения на слуховое внимание: «Хлопни, когда услышишь мягкий согласный Ль, топни, когда услышишь твердый согласный звук Л», «Запомни и повтори в том же порядке 4 слова». Не путайте звук с буквой. Звук – то, что мы слышим и произносим, буква – то, что мы пишем и читаем.
  • Играйте в игры, формирующие грамматический строй речи: «Назови ласково (корова – коровушка, карман – кармашек)», «Маленький – огромный (таракан – тараканишка – тараканище, воробей – воробьишка – воробьище), «Один – много (один самолет – много самолетов, один стул – много стульев)».
  • Чтобы научить ребенка отчетливо проговаривать сложные слова, чаще разучивайте и проговаривайте в разном темпе (от медленного до быстрого) различные скороговорки. От топота копыт пыль по полю летит. Проворонила ворона вороненка. Мама мыла Милу мылом. Во дворе трава, на траве дрова, дрова на траве, трава во дворе.
  • Увеличивайте словарный запас ребенка. В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними. Помните, чем больше запас слов у ребенка, тем больше возможности с помощью речи выразить наиболее точно свои мысли и чувства. Учите ребенка сравнивать, находить общее и различное в предметах, рисунках (корова – коза, стул – табуретка). Это упражнение развивает, как словарь, так и связную речь.
  • Поощряйте у ребенка стремление задавать вопросы. Составляйте вместе с ребенком рассказы по   картинкам. Сначала начните вы, затем попросите ребенка продолжить рассказ. Обратите внимание, передает ли ребенок главную мысль, описал ли второстепенные детали, или рассказ не получается. Учите с ребенком стихотворения наизусть.

На что также следует обращать внимание родителям будущих первоклассников:

  • Развитую мелкую моторику кистей рук. Пусть ваш ребенок больше рисует, лепит, работает с ножницами, играет в мозаику, шьет и вышивает и т.п.
  • Умение четко ориентироваться в собственном теле и окружающем пространстве. Учите ребенка определять где “правая” и “левая” сторона в различных условиях, положениях тела (на своем теле, в отражении зеркала, у человека, стоящего к нему лицом, спиной), уметь находить на листе бумаги верхний левый угол, нижний правый угол, середину и т.д. Узнавать предметы, буквы в разных положениях.
  • Чувство ритма. Учите ребенка отстукивать, отхлопывать заданный ритмический рисунок.
  • Развитый кругозор. Ребенок должен ориентироваться в днях недели, во временах года, уметь классифицировать предметы по разным темам (игрушки, транспорт, овощи, мебель и т.д.).
  • Ваш ребенок умеет читать, не останавливайтесь на достигнутом, обязательно читайте каждый день, но только вслух. Помните, что сейчас для ребенка чтение – это очень сложный труд. Необходимо развивать способность ребенка слушать, понимать смысл прочитанного, уметь пересказывать. Учиться пересказывать прочитанное лучше всего на русских народных сказках. Почему?
  • Сюжет их состоит из похожих эпизодов.
  • В них много повторяющихся диалогов, что облегчает запоминание и чтение.
  • Ребенок учится внимательному чтению. Каждая часть хоть и похожа на предыдущую, но все же имеет свои различия.
  • По сказке легко составлять вопросы и отвечать на них.

Когда ребенок освоит пересказ сказок, можно переходить к более сложным текстам. Чтобы ребенок научился выразительно читать, он должен дома читать вслух, обращая внимание на знаки препинания. Дети должны читать книжки и любить их, и тогда речь детей будет формироваться связной и грамматически правильно оформленной.

«Почему ваш ребенок плохо говорит. Что предпринять»

«Как организовать логопедические занятия дома»

Октябрь, 2021 учитель-логопед    Седик А.В.

Что делать, если ребенок плохо говорит в 4-6 лет? Существует несколько основных условий для правильного и своевременного развития речи:

  • Разговаривать с малышом. Это самый главный пункт. Дети учатся, перенимая, поэтому нуждаются в образце для подражания. В семье важно разговаривать, много общаться с ребёнком. Известный факт, что если ребёнок растёт в семье глухонемых, то даже при отсутствии у него патологии, разговаривать он не начнёт, так как научиться ему будет просто не у кого. Жест и мимика будут его способами выражения мыслей, речевой навык не сформируется (это при условии, что малыш не будет посещать детские коллективы). Специалисты советуют проговаривать вслух все действия, которые взрослый совершает вместе с сыном или дочкой. И, даже если кажется, что ребёнок ничего не понимает и не отвечает, то делать это всё равно нужно. Малыш слышит речь, запоминает и учится. 
  • Наполнить жизнь маленького человека впечатлениями и эмоциями, организовать его досуг. Это основная задача. Если он будет сидеть, не видя интересного и манящего окружающего мира, ребёнок заговорит гораздо позднее, словарный запас его будет более скудным. Поэтому необходимо организовать совместные прогулки в новое место, походы в парки, музеи, на интересные детские площадки, записать в кружок.
  • Создать комфортную психологическую атмосферу в семье. Семья, это культурная ниша ребёнка и лучшее средство для его развития. Если в доме царят постоянные скандалы, используется ненормативная лексика, то эмоциональное и соответственно и речевое развитие ребёнка будет страдать.

"Как весело и эффективно научить ребенка заниматься  артикуляционной гимнастикой»

Консультация для родителей от учителя-логопеда                 Сентябрь, 2021

При выполнении упражнений ни в коем случае нельзя заставлять малыша, принуждать удерживать позицию губ или языка насильно. Негативные эмоции не принесут пользы.

Лучшее, что может быть: это – ИГРА! Игровые задания ваш ребенок будет воспринимать с радостью и потом сам будет вас просить еще с ним поиграть.

Устройте соревнования: чей язык длиннее?

- Кто может сделать глубже «Чашечку из язычка»
- «Кто дольше продержит на языке соломинку без движения?...

- У кого «Грибок» больше похож на настоящий?

- Как «поиграть язычком в футбол»

- Или как посадить «маленького человечка на кончик язычка и покатать его на «Качелях»….

И т.д…Простор для фантазий необьятен. Занимайтесь вместе, придумывайте, творите радость и ваш малыш, не замечая, что серьезно занимается, будет укреплять свой артикуляционный аппарат, что непременно ведет к улучшению звукопроизношения, и чистой речи!              

Консультация  для родителей: учитель-логопед Седик А.В.

 «5 ПРАВИЛ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ».

Практические советы родителям на тему: «САМ СЕБЕ ЛОГОПЕД»

Известный факт, что интеллектуальное развитие ребенка напрямую зависит от его речи. Чем раньше и чище ребенок начнет произносить звуки и слова, складывать слова во фразы и предложения, тем активнее будут развиваться его мозг и интеллектуальные способности. Как это ни банально звучит, но развивать речь ребенка нужно с самого младенчества. Как это делать?

Правило №1: Общайтесь с пеленок!    Разговаривайте со своим ребенком так часто, как можете, с самых первых дней его жизни. Даже если ему только один месяц!  Пойте песни, комментируйте словами свои и его действия, например, когда переодеваете, купаете, гуляете...  Дальше — больше: по-тешки, стихи, сказки, рассуждайте вслух с ребенком, советуйтесь с ним. К двум-трем годам с ними можно было уже полноценно общаться.

Правило №2: Не сюсюкайте Общаясь с ребенком, не сюсюкайте с ним! Даже если он совсем кроха. Я имею в виду коверканье слов, этакое подражание речи малышей.

Правило № 3: Отучайте от неправильных слов, даже если они смешные…Поправляйте ребенка, если он неправильно произносит слова, делайте это аккуратно. Да, слова часто бывают смешные, иногда их в шутку употребляет вся семья («капет» вместо пакет, «коклета» вместо котлета). У каждой мамы найдется целый список таких детских словечек….Но позволять неправильным словам закрепляться в речи категорически не нужно.

Правило № 4: Выполняйте увлекательные упражнения для речевого аппарата!   Тренируйте мышцы ротового аппарата. Звучит страшно, но на самом деле речь идет о работе мышц языка, губ, щек. Пока ребенок совсем маленький, научите его передавать звуки, которые произносят разные животные и птицы: му-у-у, кар, кря-кря, гав-гав, мяу, ко-ко, хрю-хрю, пи-пи, бе-е-е, ме-е-е, чив-чив, ку-ка-ре-ку и так далее. Эти короткие слоги разнообразны и богаты на мимику и фонетику. Разрешайте ребенку иногда погримасничать дома: достать кончиком языка до кончика носа, надуть щечки, сделать язык трубочкой или чашечкой, вытянуть вперед губки так, чтобы на верхней губе удерживался карандаш….Научите ребенка щелкать, свистеть, цокать, дуть долго и прерывисто….Если ваш ребенок сможет изобразить, как цокает лошадка или щелкает дрозд с разной ритмичностью и громкостью, то услуги логопеда вам могут и не понадобиться.

 Иногда можно устраивать праздники непослушания во время домашнего чаепития и то, что обычно непозволительно за столом, разрешать! Например, слизывать языком с блюдца варенье или сгущенку. Это отличное упражнение для языка.

Языком можно «почистить» зубки, проводя по зубам с внешней и внутренней стороны. Можно посчитать зубки, дотрагиваясь язычком поочередно до каждого зубика.  Именно гибкость языка, эластичность уздечки — перемычки под языком — позволяет нам четко и внятно произносить звуки. Моя дочь, к примеру, научилась сама говорить звук «р», когда мы с ней придумали фразу: «Кролики на роликах ехали по дворику…». А сын научился говорить букву «р», потому, что его зовут «Марк Алексе-евич», и к 2-м годам он уже четко рассказывал сказку «Колобок». Во фразе «От тебя, лиса, нехитро уйти» очень удачное сочетание буквы «р» в слове «нехитро». Главное, не быть равнодушным к звуковой и речевой культуре своих детей, активизировать их и принимать самое активное участие в становлении речи.

 Правило № 5: Учите звуки и буквы до школы! Научиться четкому произно-шению звуков и букв ребенку нужно до школы. Это важно, потому что в школе дети начинают изучать фонетику — науку о звуках. А изучать звуки просто невоз-можно, если эти звуки произносятся неправильно. Если звуки все-таки никак сами не встают, то лучше обратиться к логопеду, он обязательно поможет. И тогда вмес-то слова «рыба» ваш ребенок не ответит «селёдка»!

 

«КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ЗАПОМНИТЬ БУКВЫ»

учитель-логопед Седик А.В. Февраль, 2021

      Ребенок, бывает, не способен запомнить графический образ буквы и соотнести его с соответствующим звуком, что вызывает трудности при чтении и письме. Для того, чтобы ребёнок прочно усвоил зрительный образ буквы, можно использовать разные приемы, игры и упражнения:

• Называние буквы. Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначать графически, т. е. буквойБуквы называем кратко (не «бэ», а «б», демонстрируем черно-белый печатный вариант.

• Читаем и запоминаем стихи о буквах (В старом дереве дупло - ну, совсем, как буква «О»«Т» в антенну превратилась и на крыше очутилась).

• Рисование на тему «На что похожа буква» (почитайте об этом азбуки, например В. Степанова, С. Маршака, Г. Виеру).

• После анализа буквы (из каких элементов состоит буква, как расположены эти элементы в пространстве, можно из счётных палочек, верёвочек, цепочек, спичек, фасоли выложить эту букву.

• Тактильное узнавание букв, созданных из бархатной и наждачной бумаги.           • «Чудесный мешочек» — ребёнок наощупь определяет пластмассовые (металлические, картонные) буквы.

• Обведение буквы по трафарету, шаблону; вырезание буквы ножницами; лепка из пластилина.

• Обрывание буквы по контуру.

• Письмо букв по манке, на песке.

• Создание букв из резиночек в игре «Геометрик».

Использование приёма «Дермолексия», когда педагог рисует букву на спине, либо на ладони ребенка«Какую букву я написала.

• «Какой буквы не стало» - перед ребёнком выкладывается ряд букв, начиная с 3-4-х, педагог предлагает запомнить, в какой последовательности они расположены. Ребёнок закрывает глаза, а педагог убирает одну.

• Узнавание буквы по словесной инструкции – «Эта буква овальной формы», «Эта буква состоит из двух скрещенных под наклоном линий» и т. д.

• Найти букву среди других (без наложения и с наложением друг на друга). Обвести найденную букву красным или синим карандашом.

• Игра «Буква сломалась». Допечатать недостающие элементы буквы.

• Реконструкция букв. Например: из буквы «П» можно сделать букву «Н», передвинув одну палочку.

• Узнавание букв, написанных разными шрифтами.

• Игра «Зоркие глазки». Вычеркивание заданной буквы из текста.

 

              В результате таких игр у детей улучшается зрительное внимание, восприятие и память, формируются творческие способности, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность.

                                   Как правильно читать и слушать книги

Роль литературы в развитии связной речи детей

  Учитель-логопед  Седик А.В.

Литература для детей является не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания, и речевого развития. Она знакомит с окружающим миром, обогащая представления детей  о человеческих отношениях, добре и зле, правде и справедливости. Но любовь к книге, умение использовать в жизни полученные знания не приходят к ребенку сами по себе. В дошкольные годы ребенок – активный слушатель, и его путь к книге лежит через взрослых. Совместное чтение может быть веселым, развлекательным, вдумчивым, серьезным, и при умелом отборе, книга оказывает глубокое воспитательное воздействие на ребенка. Литература для самых маленьких имеет свои особенности, и родители, должны это понимать.    Различают возраст появления интереса детей к книге от 5-6 месяцев до 1 года. Дети в возрасте от 8 месяцев до 2-2,5 лет могут слушать чтение 5-20 минут, в возрасте от 2,5 до 3 лет, как правило, 1 час и более.  Некоторым детям при знакомстве с книгой не важно видеть картинки. Важно слушать текст. «Узнавание» изображений у многих детей возникает только после 1 года – 1года 2 мес., и тогда в их лексиконе начинают появляться слова, источником которых являются книги. На этой стадии для детей актуальны «дидактические» книги – собрание картинок. Рассматривание и комментирование картинок в книге, совместное со взрослым или самостоятельное, - особый вид «чтения», значимый для маленького ребенка. К 2 годам в речи детей появляются цитаты из любимых книг, а также слова и выражения, с которыми ребенок встречается только в сказках и стихах: жили-были, рыщет, притих, косой, рык. В этом возрасте дети помнят множество стихов и вставляют подходящие фразы при общении. Чтение приучает детей слышать, понимать и использовать художественную речь. Пятый год жизни очень благоприятный для развития языкового чутья, но для этого взрослому нужно при чтении, выделять яркие в образном отношении слова и фразы, проговорить их с ребенком.         Читая детям книги, необходимо учить их сравнивать, выделять общее и различное в характере героев одного художественного произведения, а также сопоставлять вид персонажей, их поступки из двух различных произведений.   Сравнивая, например, сказки, нужно обратить внимание детей на то, что в них общего: добро борется со злом и всегда побеждает; на долю героев выпадают большие испытания; в сказке действуют фантастические персонажи. Роль сказки состоит в том, чтобы дать образы, в которых выражаются и которыми питаются чувства детей. Наблюдения показывают, что для детей слова имеют глубокую и таинственную связь с вещами, названиями которых являются. Любимой для ребенка становится та сказка, сюжет которой наиболее близок миру его внутренних переживаний. После пяти лет, когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество. Хорошая книга является источником радостных переживаний детей, оказывает огромное влияние на умственное и речевое их развитие. Необходимо всем взрослым поставить перед собой задачу научить детей беречь книгу, объяснить им, что книга является источником знаний, результатом труда многих людей.

Консультация  для родителей: учитель-логопед Седик А.В.

  «АЗБУКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА»

«ЧТОБ КРАСИВО ГОВОРИТЬ – НАДО С ЯЗЫЧКОМ ДРУЖИТЬ»

Каждый день делайте с ребенком артикуляционную гимнастику, это поможет быстрее и эффективнее поставить все проблемные звуки. Речь Вашего малыша станет более четкой и красивой!

Консультация для родителей № 1:

 «Ждать пяти лет или идти к логопеду раньше» 

       Многие родители думают, что к логопеду надо идти только тогда, когда нет звук [Р] либо надо ждать 3 или 5 лет, чтоб записаться на консультацию. Это не так! Мне хочется развеять это миф, так как пропадает драгоценное время у ребенка, которое ускорило бы процесс коррекции речи. Бывают случаи, когда родители обращаются за помощью слиш-ком поздно. В итоге ребенок идет в специализированную школу…

 ?С 0 до 1 года - В этом возрасте стоит обратиться к логопеду, если ребёнок не гулит/лепечет, нет первых слов, или в принципе, вас что-то смущает. Да и для профилактики не помешает. Тут скорее нужны не занятия, а консультации, что и как делать маме! Справедливости ради стоит отметить, что лишь небольшая часть логопедов работает с такими малышами.

? С 2 до 3 лет - Стоит срочно обращаться к логопеду, если малыш молчит, «говорит на своём» языке, не понимает вас или вы не понимаете его, если есть только пару осознанных слов (или даже 20) – К ЛОГОПЕДУ. В речи малыша не должно быть грамматических ошибок - «красный сумка и т.д.». Если у ребенка много слов – но нет фразы – СРОЧНО к логопеду.

?3-6 лет - Бегом к логопеду, если есть проблемы со связной речью, бедный словарный запас, грамматические ошибки (мама пришёл, красивая дом), нарушения звукопроизношения. Если ребёнок неправильно произносит звук (шепелявит, сюсюкает), заменяет, говорит в принципе непонятно, путает слооги – покажите ЛОГОПЕДУ. Специалист скажет, возрастное это или нарушение речи.

?6-9 лет -  Если на письме ребёнок совершает «глупые ошибки» - пишет буквы вверх ногами, пропускает буквы, пишет текст одним предложением, делает ошибки типа «папушка, саяз» - БЫСТРО К ЛОГОПЕДУ, это можно исправить, но лишь до определённого возраста.   Многие ошибки могут быть и в 1 год и в 5 лет. Если что-то из перечисленного есть у малыша – покажите ЛОГОПЕДУ, пока не поздно:

1. Малыш не понимает речь;        2. Малыша понимает только мама – остальные нет;

3. Речь невнятна;                           4. Нет фразовой речи или она очень бедна;

5. ЗАИКАНИЕ – сразу к логопеду!!! – независимо от возраста;

6. Нарушен голос (очень тихий, хриплый, сиплый);

7. Нарушена слоговая структура слова (вместо собака получается бака);

8. Есть хоть какие-то грамматические ошибки .

Нарушений речи бывает много, всех их кратко не описать. И, к сожалению, многие из них можно исправить только до определенного возраста. Так что лучше раньше обратиться к логопеду и услышать, что все хорошо, чем опоздать так, что ситуация будет неисправима.

Учитель-логопед  Седик А.В.   

   Консультация для родителей № 2:

      «Как и зачем делать артикуляционную гимнастику»

Зачем нужна артикуляционная гимнастика?

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Как проводить артикуляционную гимнастику?

1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, иначе, новый навык не закрепится. Желательно заниматься ежедневно 2 раза в день по 3-5 минут (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа). Не следует предлагать детям более 2-3 заданий за один раз, каждое выполняется по 5-6 раз. Статические упражнения выполняются по 5-7 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

2. В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества – признак переутомления, лучше этого не допускать.

3. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.

4. В начале занятий упражнения нужно выполнять в медленном темпе.

5. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Такое знакомство лучше провести в форме сказки. В результате ребенок должен усвоить названия органов: зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык.

6. Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.

7. Артикуляционную гимнастику выполняйте не торопясь, под счет, следя за точностью, координированностью движения, за полнотой объема.

 

Учитель-логопед  Седик А.В.    

  Консультация для родителей № 3:

 «Чистоговорки  - для повышения эффективности работы логопеда"

Чистоговорки – дело нешуточное! Развитие речи происходит у всех детей неодинаково: у кого-то быстро пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы, а кому-то не обойтись без дополнительной помощи со стороны. Поэтому, необходимо учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах.

Чистоговорка — игровой ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Чистоговорки еще называют логопедическими загадками, они помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма.

Рифмы и ритм этих шуток облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент шутки – чистоговорки способствует формированию правильного звукопроизношения и стимулирует развитие слухового восприятия речи. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста более всего подходят небольшие шутки - чистоговорки с применением игрушек, картинок.

Важно помнить, что в речевой игре от ребёнка требуется использование приобретённых ранее знаний в новых связях и обстоятельствах, а помочь ему в этом можете именно вы: родители, бабушки и дедушки  –  самые первые и близкие  его наставники и воспитатели.

Например, при автоматизации звука [с] используется чистоговорка:

"Са-са-са – идёт хитрая лиса"..  - «на носу сидит оса…»

1. Автоматизация звука, работа над выразительностью, дикцией.
-произносим с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью…)
-произносим голосом разным по тембру (как мишка, как мышка);
-произносим тихо или громко;
-произносим в разном темпе (медленно или быстро);
-произносим, меняя место логического ударения (ударяем молоточком на разные слова).

2. Развитие фонематического восприятия, звукового и слогового анализа и синтеза.Чистоговорки способствуют привлечению внимания детей к звучащему слову, его звуковому и слоговому составу.

Виды заданий:
- Добавляем слог с определённым звуком:
Сы-со-са – на бумаге поло… (са).
Су-са-сы – у девчушки две ко… (сы).
Сы-су-со – покатилось коле… (со).
Са-со-су – маме я цветы не… (су) и т.д.
- Прошагаем по слогам:
Ла-ла-ла  – ост-ра-я пи-ла.
Ча-ча-ча – на-ша ка-ша го-ря-ча.
Ще-ще-ще – в дож-дик мы и-дём в пла-ще и т.д.
- Закончим чистоговорку (выбираем слово с соответствующим слогом):
Са-са-са – … (каша, коза, коса)? Са-са-са – коса.
Ро-ро-ро – (ведро, весло, верно)? Ро-ро-ро – ведро.
Ча-ча-ча – (гуща, куча, суша)? Ча-ча-ча - куча и т.д.
- Повторяем без ошибок:
Су-шу, су-шу – я письмо пишу.
За-жа, за-жа – есть иголки у ежа.
Ща-ча, ща-ча – у Танюши два мяча и т.д.
- Поменяем звуки:
"л" на"р": Ал-ал-ал –  бал. Ар-ар-ар – бар.
"ш" на"с": Ша-ша-ша – крыша. Са-са-са – крыса.

3. Совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи.

На материале чистоговорок можно учить детей изменять форму слова, образовывать слова, согласовывать их между собой, употреблять предлоги, составлять предложения и небольшие рассказы.

Виды заданий:
- Изменяем форму слова:
Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).
Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).
Су-су-су – дети видели … (лису).
Сой-сой-сой – волк погнался за …(лисой).
Се-се-се – много сказок о … (лисе).
Ис-ис-ис –  в лесу есть много … (лис) и т.д.
- Отвечаем чистоговоркой на вопрос (признаки, действия):
Ра-ра-ра – какая детвора?  Ра-ра-ра – весёлая, шумная, дружная детвора и т.д.
Ра-ра-ра – что делает детвора? Ра-ра-ра – играет, напевает, танцует детвора и т.д.
- Подбираем слово с заданным звуком (с опорой на слова-признаки):
Са-са-са – хитрая, рыжая, пушистая? Са-са-са – это лиса.
- Отвечаем  чистоговоркой на вопрос (можно использовать схемы, картинки):
Ла-ла-ла – где юла? Ла-ла-ла – в столе юла, на столе юла, под столом юла и т.д.
- Называем слова, противоположные по значению:
Ра-ра-ра – высокая гора.  Ра-ра-ра  – низкая гора.
Ро-ро-ро – полное ведро. Ро-ро-ро – пустое ведро и т.д.
- Называем слова"ласково":
Лу-лу-лу – стул в углу. Лу-лу-лу – стульчик в углу.
Ре-ре-ре – искра в костре. Ре-ре-ре – искорка в костре и т.д.

4. Придумываем рассказ по картинке или вопросам:

Са-са-са – кто это? Са-са-са – это лиса.
Са-са-са – какая лиса? Са-са-са – рыжая лиса.
Са-са-са – что же делает лиса? Са-са-са – гуляет по лесу лиса.
Са-са-са –  кого встретила лиса? Са-са-са –  волка встретила лиса и т.д.

«Помощь семьи в коррекционной работе логопеда»

ПОИГРАЙТЕ В ЛОГОПЕДА ДОМА!!!

Консультация учителя-логопеда 

          ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И СЕМЬИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Любая задержка и нарушение в ходе развития речи ребёнка отражается на его поведении и в жизни.

Родители спрашивают: почему ребёнок безграмотно пишет; пропускает буквы при чтении и письме; не может применять на практике выученные правила правописания и пр. А ведь они занимались своим ребёнком, водили его в кружки, центры развития, и вроде бы - ребёнок умеет читать и писать. Только взаимодействие педагогов д/сада, воспитателей, логопедов и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты получаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.

Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка к логопеду, все усилия специалистов без помощи родителей безрезультатны. Помогайте логопеду , выполняя домашнее задание с ребенком.

Помните, чтобы домашние логопедические занятия были успешными, необходимо:

  • Определить четкое и ежедневное время занятий, а не от случая к случаю. Это время развития ребенка. Очень важна самоорганизация родителей, т.к. всегда находится «1000 неотложных дел». Помните: на исправление упущенного в коррекции речи детей потом уходит во много раз больше времени и сил.
  • Определить продолжительность занятий. Для каждого возраста занятия должны быть регламентированы: 10-15 минут – для детей 3-4 лет; 15-20 минут – для детей 4-5 лет; 20-30 минут – для детей старшего дошкольного возраста.
  • Предварительно изучить задание к моменту занятий (не делать этого при ребенке). Часть задания выполните в игровой форме (по дороге, на кухне и т.д.), а над чем-то нужно поработать перед зеркалом, за столом в установленное время. Предвидя отказ, использовать альтернативные вопросы типа: «Что будем сначала делать – учить скороговорку или составлять рассказ?» Речь взрослых должна быть четкой и ясной.
  • Занятия проводить в виде игры или во время игры. С детьми младшего и среднего возраста стараться не использовать прямые инструкции «Скажи!», «Повтори!».
  • Во время занятия разговаривать с ребенком мягко и не авторитарно.
  • Вводить в занятия разнообразие, сюрпризные моменты. Можно попробовать выполнить задание «за компанию» со сверстником, братом, сестрой, «поучить» любимую игрушку (куклу), медвежонка.
  • Подкреплять достижения ребенка похвалой и радостными восклицаниями. Подчеркивайте, что вам нравится заниматься с ним.
  • Родителям – иметь терпение, выдержку, желание помочь своему ребенку добиться успехов. Если ребенок затрудняется, никогда не выполняйте задание за него. Лучше предложите ему несколько вариантов, пусть он выберет правильный ответ или исправит вашу ошибку. Дети очень любят находиться в роли «учителя». Поэтому при выполнении некоторых заданий полезно меняться с ребенком ролями.

Хорошие плоды приносит только та работа, которая выполняется с удовольствием. Доброе отношение, похвала, игровая форма, соревновательный момент – все это повысит интерес ребенка к занятиям, а значит, возрастет и их результативность.